На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Артур Будаев
    А где "Руины Страны Советов"? Только Припять. И то из-за радиации!Заброшенные парки...
  • Gennady Sokolovsky
    Все воры прошлых десятилетий в гробах переворачиваются - "вор" выходит по УДО....По УДО выходит гл...
  • Sergey
    так какой же он вор! это же у них за падло.... или сейчас все можно?По УДО выходит гл...

«Живым не брать!»: как охотились на беглого маньяка в 1981 г.

Преступникам удавалось сбегать во все времена. Но всегда за ними начиналась настоящая охота. Особенно если речь шла об опасных и жестоких убийцах, как в тот раз в 1981 году.

В одну из августовских ночей 1981 года уголовный розыск нашего ОВД был поднят по тревоге. Весь его состав собрался в кабинете начальника Ивана Бихерта. Обычно так поднимают по тревоге только в исключительных случаях. Войдя в кабинет, мы поняли: дело серьёзное.
Бихерт курил трубку и заметно нервничал. Один из лучших молодых сыщиков - Анатолий Точенный - спросил: "Иван Иванович, что случилось?" Тот ответил: "Вся милиция Советского Союза, внутренние войска и даже некоторые подразделения армии подняты по тревоге".
Все обомлели, ведь такое на нашей памяти было впервые. Даже ветераны сыска Николай Автушин, Владимир Цыганов, да и сам начальник розыска не сталкивались с такой экстремальной ситуацией.

Инспектор уголовного розыска Сыктывкарского ГОВД Анатолий Соловьёв (фото начала 1980-х годов)

Нам сообщили: совершил побег некий Анатолий Нагиев, серийный маньяк, приговорённый Курским областным судом за совершение убийств шести женщин к расстрелу. И бежал он тогда, когда его этапировали для исполнения смертного приговора в Ростовскую область. В то время расстрельных тюремс персоналом, подготовленным к исполнению приговоров, было наперечёт: одной из них и была следственная тюрьма в Новочеркасске.
Со слов Бихерта мы узнали, что Анатолий Нагиев был судим, отбывал срок на территории Коми АССР. У него были обширные связи в республике, в том числе и в столице – Сыктывкаре.
Тут все мы смекнули, что предстояло блокировать эти адреса, а их, как мы потом узнали, если мне не изменяет память, было четыре: в Лесозаводе, два - на улице Катаева и один - на Карла Маркса, в стандартных двухэтажных деревяшках.
Тут в кабинет вошли старший инспектор уголовного розыска МВД республики по ОВД (особо важным делам) Владимир Селиванов, начальник отдела по установлению без вести пропавших и розыска преступников Виталий Иванов со своим замом Николаем Семенчиным. Они очень хорошо знали совершившего побег Анатолия Нагиева."

Известный маньяк Толя Нагиев

Родившийся в 1958 г. в семье дагестанца и казашки, Анатолий прожил жизнь короткую и полную лишений. Возможно, именно убогость быта, отсутствие родительской заботы, любви и ласки, способствовали тому, что из богато наделенного разными талантами ребёнка сформировался истинный дьявол во плоти. Такой, которого боялась собственная мать.
Анатолий Нагиев, рано обнаруживший склонность к дроромании (бродяжничеству), любил дороги, переезды, он не беспокоился по поводу того, где заночует и что будет есть. Нагиев ненавидел спокойную, размеренную жизнь и мечтал поступить в цирковое училище - довольно неожиданное желание для подростка тех времён.
Но именно желание сделать карьеру в цирке побуждало его много заниматься спортом - гимнастикой и тяжёлой атлетикой - благодаря чему к 15 годам он стал очень крепок физически.
Уже в юношеском возрасте Нагиев обнаружил сильное сексуальное чувство и потребность его реализации путём грубой физической агрессии. Впоследствии он сам объяснил это тем, что таковы были нравы окружавшей его жизни, мол, все так делали. По его словам "в 14 лет девочек уже не было".

Первый арест. 1975 г.

В мае 1975 г. Нагиев изнасиловал лаборантку местного СГПТУ. Девушка в милицию не заявила и всё насильнику сошло с рук. В июне последовало ещё одно изнасилование, опять без последствий, а затем и третье.
И вот тут алгоритм нарушился - жертва (одноклассница Нагиева по сельской школе) не захотела быть "жервой" и заявила в милицию об изнасиловании. Так в роли жертвы очутился сам Нагиев. Его посадили на 6 лет, хотя был он несовершеннолетним. Сейчас бы за такое несовершеннолетний серийный насильник получил бы условный приговор.
По обычаям и нравам того времени, Нагиев должен был угодить в разряд "опущенных" "машек" и "наташек" - молодость, невысокий рост и позорная статья превращали его в идеальный объект для изнасилования, но случилось почти невероятное - Нагиев сумел отбить все посягательства взрослых уголовников.
Неуемная жажда крови и готовность идти на обострение конфликта поразили даже людей, удивить которых такими вещами довольно сложно. Во время пребывания "на зоне" Нагиев получил кличку "Бешеный".
Однако перед администрацией колонии он был паинькой и администрация считала, что Анатолий Гусейнович "успешно встал на путь исправления". В январе 1979 г. его выпустили "на поселение". Он устроился работать в пос. Чикшино в 32 км. юго-западнее г.Печора, куда постоянно катался в гости к друзьям и подругам.
Нагиев был почти свободен и свобода разбудила долго дремавшую потребность в сексуальном насилии. 30 января, буквально через две недели после выхода на поселение, он убил Демьяненко и сам испугался содеянного. Нагиев был уверен, что его быстро "вычислят", однако по мере того, как проходили дни и недели, убийце стало ясно, что всё ему сошло с рук.

Труп Ольги Демьяненко. Если бы Нагиев сам не сознался в убийстве, никто бы не связал его с этим преступлением

Следующее убийство оказалось намного изощреннее. 28 мая 1979 г. Нагиев сел без билета в поезд "Ухта - Печора", заплатив проводнику рубль. Поезд в конце маршрута был уже почти пуст, продолжительность поездки едва превышала 40 минут.
Тем не менее, этого времени Нагиеву хватило на то, чтобы познакомиться с Дарьей Кравченко, бухгалтером сосногорского cтроительно-монтажного управления, направлявшейся в в город Печора в командировку, и... предложить ей заняться сексом.
Быстро и без затей. Женщина, разумеется, почувствовала себя оскорбленной и отказалась от цинично высказанного предложения. Нагиев в ярости сначала ударил её в грудь два раза ножом, а затем задушил шелковым кашне, наброшенным на плечи. И уже после этого совершил коитус с трупом.
После этого убийца обобрал труп - взял три золотых кольца и серьги с жемчугом. Затем Нагиев спрятал тело в багажный отсек под сиденьем и перешёл в соседний вагон. По прибытии в Печору он спокойно сошёл с поезда.
Убийца благополучно сбыл с рук вещи, снятые с тела Дарьи Кравченко, и спокойно продолжал жить в Чикшино до момента своего освобождения в ноябре 1979 г. Освободили его досрочно, как преступника, ставшего на путь исправления. Вместо отмеренных приговором 6 лет, Нагиев отбыл в местах лишения свободы 4,5 года и вернулся в Курскую область к родному семейству.

В период с середины ноября 1979 г. по середину сентября 1980 г. (т.е. 10 месяцев) Нагиев совершил большое количество - более 30 - нападений на женщин с целью ограбления и изнасилования. Наибольший фурор произвело массовое убийство в поезде "Харьков-Москва", совершённое Нагиевым в ночь на 4 июля 1980 г. Тогда жертвами убийцы стали сразу 4 женщины, оказавшиеся по воле случая в вагоне №7 этого поезда. Тела убитых женщин преступник сбросил с поезда в районе Орла между станциями "Стальной конь" и "Становой колодец" на протяжении 29 км.
Изначально у преступника вовсе не было намерения нападать на женщин - он планировал добраться в Москву, не привлекая к себе внимания. Для этого, кстати, он не стал покупать билет в кассе, а заплатил проводнице. Москва в те дни готовилась к приёму Олимпийских игр и город вовсю "чистили" правоохранительные органы.

У бывшего зэка не было шансов легально проехать в столицу и остаться в ней на несколько дней. Нагиев очень хотел повидаться с Аллой Пугачёвой и если представится возможность - изнасиловать, либо похитить певицу. Однако, одна из проводниц вагона №7 до такой степени напомнила ему Пугачёву, что Нагиев не сдержал свой сексуальный порыв - он предложил ей заняться сексом и, получив отказ, набросился на неё с ножом.
Начав убивать, Нагиев не мог уже остановиться и убил вторую проводницу. Затем преступник пошёл по вагону, убивая возможных свидетелей. В купе №2 он обнаружил Татьяну Колесник, а в купе №6 - Марию Лопаткину; женщины даже не подозревали о том, что случилось в купе проводников, но это не облегчило их участь.

Алла Пугачева
Проводница Зюзилина

В купе №7 он увидел мужчину - электрика поездной бригады Александра Прилуцкого, пришедшего в пустой вагон, чтобы переспать ночь. Встреча с мужчиной неожиданно охладила убийцу. Хотя Нагиев сжимал в руке нож и ему не составило бы особых проблем разделаться с Прилуцким, убийца милостиво заверил свидетеля, что тот может не бояться.
После чего повернулся и ушёл. Потрясенный электрик запер дверь купе и пролежал, не сомкнув глаз, до самого утра. Впоследствии он признался, что не верил в спасение и ждал повторного появления преступника.
Нагиев спокойно сошёл с поезда, а бедолага Прилуцкий, обнаруженный работниками транспортной милиции в Курске, стал основным подозреваемым в совершении убийства. "Менты", стремившиеся поскорее рапортовать о раскрытии массового убийства, не поленились подделать улику - они запачкали ботинки электрика кровью убитых женщин, чтобы казалось, будто Прилуцкий ходил по залитому кровью вагону.
Прилуцкий, испугавшись не на шутку, тут же сообщил, что таинственного убийцу видел не только он, но и ещё два человека из бригады, обслуживавшей состав, в т.ч. бригадир. Оказалось, что на железной дороге действовала целая система провоза нелегальных пассажиров и распределения дохода от этого "маленького бизнеса": проводницы "отстёгивали" часть "левых денег" бригадиру, а тот закрывал глаза на их маленькие проделки и даже перераспределял "леваков" между вагонами в случае высокого заполнения состава. Всё это, конечно, делалось в тайне от ОБХСС.

Механик Прилуцкий

Нагиев оставил свидетеля в живых не без умысла. Он решил навести следствие на ложный след и придумал для этого довольно изящную комбинацию. С убитых им женщин он снял в общей сложности 17 золотых украшений, причём одно из них было очень необычным и легко узнаваемым.
Это кольцо он передал своему дружку Григорию Дугину, с которым отбывал лагерный "срок". Дугин внешне напоминал Нагиева - был невысок, худощав, молод, не имел бороды и усов. Нагиев предполагал, что через некоторое время Дугин с этим кольцом как-то засветится и "менты" повесят убийства на него.
План был хорош, но его сорвало непредвиденное развитие событий. Придурок Гриша не стал дарить перстенёк, а нацепив его на палец, отправился гулять. Вскоре палец отёк настолько, что кольцо оказалось невозможно снять. Дугин помчался к ювелиру, а тот, быстро сообразив, что перед ним уголовник с женским перстнем на пальце, вызвал без раздумий милицию.
В общем, Григорий Дугин неожиданно для себя заехал в курский уголовный розыск, где уже имелась "ориентировка" на это украшение. Сообразив, что ему реально корячится ответственность за убийство четырёх женщин, Дугин моментально "сдал" Нагиева.
Мать Нагиева была чрезвычайно напугана тем давлением, которое было оказано на членов семьи сотрудниками МВД, и в конечном итоге сообщила, что по её мнению сын скрывается у одной из "подружек" в Днепропетровске. Нагиев был арестован 12 сентября.

"Придурок Гриша"

Нагиев немало покуролесил и после этого ареста. Будучи помещён в "пресс-хату" (нормальный для Советской поры приём ведения следствия!), он выбил глаз одному из "прессовальщиков". И в другой "пресс-хате" он причинил обидчику тяжкие телесные повреждения.
Во время пребывания в Орловском СИЗО, куда его доставили для проведения следственных экспериментов, убийца присмотрел окно без решёток ( на втором этаже, кстати!) и при конвоировании сиганул в него, предварительно разорвав наручники и столкнув сопровождавших его контролёров головами.
Окно, правда, выходило в один из двориков, где во время обеденного перерыва как раз отдыхали шесть сотрудников СИЗО. Нагиев в прямом смысле свалился им на головы, повредив при падении поясницу и ягодицы, которыми он угодил на расставленные на шахматной доске фигуры.
В июле 1981 г. Нагиев был приговорён к высшей мере наказания, но при этапировании в Новочеркасскую тюрьму, где ему надлежало находиться вплоть до приведения приговора в исполнение, он совершил свой фантастический побег.
"Сдающая" группа конвоиров вывела из вагона сразу несколько десятков заключенных, что было категорически запрещено правилами. Более серьёзным нарушением оказалось то, что конвоиры, несмотря на известную им информацию о склонности Нагиева к побегу, сковали его руки перед собой, а не за спиной.
Преступник довольно долго просидел на перроне, дожидаясь подходящего момента и когда увидел приближающийся состав, просто-напросто рванул перед самым тепловозом. Присутствие на перроне большой группы осужденных не позволило организовать преследование большими силами (узников банально нельзя было оставить без присмотра!). Фактически за Нагиевым погнались всего три человека, от которых он, благодаря отменной физической форме, оторвался без особого труда."

"Окончилось совещание. Под сильным впечатлением мы стали выходить из кабинета Бихерта. А он нам то ли в штуку, то ли всерьёз бросил: "При блокировке квартир в Сыктывкаре, в которых не исключено появление скрывшегося маньяка, когда будете уходить в засады, попрощайтесь в мыслях с родителями и детьми. Мало ли что может быть".
В ответ один из самых опытных оперов, Виктор Зленко, говорит: "Иван Иваныч, ну и чёрный же у тебя юмор. Смотри - накаркаешь!" Но тут же начальник розыска сменил свой тон на серьёзный: "Я уверен, что сложится всё нормально. Но если что, живым этого зверя не брать! Ему уже вынесен смертный приговор. Если кому-то повезёт, то приведите его в исполнение".
Мы рассредоточились по засадам, конечно, без особого душевного подъёма, а тут ещё дежурный по отделу Владимир Пономарёв при выдаче оружия пошутил: "Может, бронежилеты наденете?" Но на его плоскую шутку матёрый сыскарь Валерий Рипа ответил: "Бронежилет в этом случае не поможет. Может, ты пойдёшь с нами?" Пономарёв тут же неловко замялся, поняв, что неудачно пошутил.
В результате практически месяц мы просидели в засадах по домам, где мог появиться Нагиев. Все вздохнули с облегчением, когда узнали о его задержании и приведении в исполнение смертного приговора. Подробности я уже узнал от самого Селиванова.

Читатель спросит: а в чём ещё состоит заслуга наших милиционеров? Неужто только в том, что они практически без толку просидели в засадах? Нет, не только.
Сразу после объявления Нагиева в розыск Владимир Селиванов, Виталий Иванов, Николай Семенчин ещё раз досконально изучили личные дела Нагиева в период, когда он отбывал срок наказания в Коми АССР. И обратили внимание на то, что он особенно часто писал письма девушке-заочнице из хутора Яново Ростовской области, что под городом Новочеркасском.
Сразу же сообщили в Главное управление уголовного розыска МВД СССР, там прислушались к информации из МВД Коми АССР. Особое внимание было уделено блокированию именно этого района, который был указан сыщиками. Там и было обнаружено логово бежавшего убийцы.
Его взяли переодетым в женскую одежду и изображавшего цыганку: в белом бюстгальтере и цветастой юбке. При задержании он оказал сопротивление, у него насчитали 15 огнестрельных ран! Однако благодаря стараниям врачей Нагиеву удалось выжить. В Новочеркасской тюрьме его, чуть живого, закрыли в тюремный бокс. В камеру контролёры заходили по три человека. Тяжелораненый арестант, как дикий зверь, бросался на них. Один раз чуть не задушил прапорщика.
А в последнюю ночь своей жизни, когда его выводили на исполнение приговора, Нагиев устроил потасовку. Напал на двух сопровождавших его офицеров и укусил одного из конвоиров за палец. Причём в ярости откусил целую фалангу.
Скорее всего, он рассчитывал, что его повезут на новый суд, так как он совершил уже новое преступление в отношении представителя власти. Ну а там, вполне возможно, представится ещё один шанс на побег. Но не тут-то было: персонал Новочеркасской тюрьмы, повидавший всякое, был не намерен затягивать процедуру расстрела."

"Поднятые по тревоге дополнительные поисковые группы обложили хутор по периметру и постепенно сужали кольцо поиска. Последним к месту из городского УВД прибыл экипаж 24-летнего командира взвода патрульно-постовой службы лейтенанта милиции Николая Ефременко и члены опергруппы В. Лапочкин, Ю. Глазырин, А. Сизов.
Запыленный УАЗ въезжал в Яново с восточной стороны, когда на встречу ему вылетела белая "Волга". Резко затормозив, взволнованный шофер выскочил из машины. - Тут недалеко, похоже, нерусский парень в женской одежде. Прячется за забором. Я покажу.
Через две сотни метров доброволец остановился и показал в сторону ветхих строений. Ефременко выскочил из машины, осмотрелся. Обшарпанный плетень тянулся на несколько метров, а затем пропадал в узком переулкв. Бурьян и кусты шиповника обступили роскошную акацию, одиноко прислонившуюся к забору.
Лейтенант хотел пройти с группой вправо по переулку и осмотреть сараи и хлева, виднеющиеся неподалеку. Уже на ходу он пробежал глазами по верхней кромке плетня и остолбенел: "Как я сразу не заметил?"
Из-за дерева, почти не заметный в бликах света и зарослях шиповника, виднелся кусок цветной ткани. По всей вероятности, за деревом, скрытый бурьяном и развесистыми ветвями кто-то притаился. Николай достал пистолет и передернул затвор. Он осторожно приблизился. 25... 15... 10 метров.

Николай Сергеевич Ефременко, в 1981 году командир взвода патрульно-постовой службы УВД Новочеркасска. Тремя выстрелами он тяжело ранил Нагиева, 1981 г.

- Стой! Стрелять буду! Ошалевший кавказец как будто споткнулся. Неожиданно в его правой руке появился тесак. Расстояние между милиционером и преступником стремительно сокращалось. В такой переделке Ефременко еще не бывал.
Он выстрелил в воздух. - Бери меня, если сможешь! Бандит уже разворачивался боком, намереваясь поразить лейтенанта в упор. Три выстрела прозвучали один за другим.
Рука Ефременко не дрожала. Три пули пронзили правое предплечье преступника. Тесак выпал из слабеющей ладони. Обрез остался за поясом.

Нагиев после задержания

Молодой лейтенант еще никогда не стрелял в человека. Ему на мгновение стало не по себе. Как в тумане, он вдруг увидел стремительные фигуры Гончарова и Исаева, бросившиеся на преступника.
Они не знали, что представляет собой Нагиев. Казалось, уже раненный маньяк неожиданно преобразился в дикого зверя. Он выл, извивался, не давая себя скрутить. Слава богу, Исаев успел отбросить в сторону и клинок, и обрез. Справа подбегали Лапочкин, Глазырин и Сизов.
Силен был киномеханик. С трудом оперативники заломили его руки за спину. Щелкнули наручники. Орущего, отчаянно извивающегося преступника втиснули в патрульную машину ...
При медико-криминалистическом осмотре было установлено, что все три пули, выпущенные Ефременко, легли весьма кучно. Одна прошла навылет, вторая, пронзив руку, пробила по касательной боковую мышцу живота, третья уткнулась в металл обреза, который оказался за поясом у Нагиева...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх